Никто никогда не вводил этого термина в дискурс на полном серьезе и не делал «ответочку менсплейнингу». Да и я бы сама до него не додумалась, пока однажды меня не обвинили в «вумансплейнинге». Это была шутка, в которой только доля шутки, а все остальное — потребность приостановить мой поток объяснений про какую-то бытовую штуку, которую человек (мужчина) и без меня умеет делать.
Для тех, кто как и я долгое время, не может запомнить новые слова вроде термина «менсплейнинг», я напишу про него пару предложений. Менсплейнинг — неологизм от man&explaining. Он включает в себя на первый взгляд довольно разные вещи — от объяснения женщине того, что ей и так известно (… но «она же девочка, девочки не знают ничего кроме кастрюль и тряпок»); до сидения «в раскоряку» в общественном транспорте не взирая на дискомфорт окружающих, особенно женщин. Короче говоря — это просто поведение превосходства на основании своего гендера.
Менсплейнинг — не злое мужское зло. Как правило, это даже не рациональный выбор, а скорее следствие культуры в которой мы живем. Многие исследования описывают, почему получается так много т.н. мужского превосходства в определенных сферах, и какое именно поведение неосознанно подкрепляют родители у дочерей и сыновей, чтоб было то, что есть. Условно говоря — мальчиками больше гордятся (были даже данные, что фото сыновей, младенцев до года чаще постят в социальные сети), их больше учат математике, а девочек больше учат быть послушными и публично гордятся ими меньше. Я думаю, что вы и без меня в курсе ряда этих исследований и культурных феноменов, не буду долго пересказывать.
Вернусь к вумансплейнингу, для которого слова вроде как и нет, но сам-то феномен объяснения мужчине того, что он и так знает — есть. И я знаю, что я далеко не уникальная носительница этого не самого, в общем-то, приятного поведения. Конечно, он не является зеркальным отражением менсплейнинга, хотя общие культурные корни есть.
Как мальчиков, юношей, мужчин в течении жизни учат смотреть на женщин как на людей во многом некомпетентных, так и девочек, девушек, женщин учат смотреть на мужчин как на людей некомпетентных в чем-то другом и вообще, пардон, «рукожопых». «Он же не умеет готовить нормально, так… пельмени сварить, это ж гастрит будет». «Он же не может нормально пропылесосить, потом наверняка переделывать надо будет, лучше я сама». «Он нормально унитаз не помоет, не знает что его снаружи надо мыть». Знакомые размышления? Я думаю, многим знакомые. Из этих рассуждений вытекает желание объяснять мужчине элементарные вещи. И это не очень хорошо как для отношений, так и для совместного быта. Люди не любят, когда с ними разговаривают как с глупыми. Это людей задевает независимо от их гендера. Из этого чувства «задетости» в лучшем случае будет отрезвляющий диалог, дающий понять партнеру, что такое не подходит, в худшем случае слабоосознаваемая месть, например в виде отказа от домашней работы «тебе все равно не понравится, будешь меня пилить».
Из привычки считать мужчин некомпетентными в быту проистекает родственник вумансплейнинга — феномен женской гиперфункциональности в паре. Это когда женщина делает львиную часть всего дома и регулярно «работает домашнюю смену» после основной работы. Кстати, в отличае от вумансплейнинга, женская гиперфункционаотность — это давно известный феномен, описаный в книгах по системной семейной терапии.
Многие могли такую конфигурацию видеть, например, в семьях родителей. Папа после работы лежит на диване, мама после работы — одной рукой готовит, другой рукой что-то прибирает, неизвестно откуда взявшейся третьей рукой помогает ребенку с уроками. Знакомо? Тут особенно интересно, что деятельность и бездействие, то есть, гиперфункционость и гипофункциональность, в семейной системе связаны. Гипефуркциональность одного подкрепляет гипофункциональность другого. И чем больше «мама» работает по дому, тем больше «папа» лежит на диване. И чтоб «папа» с дивана встал, на диван должна лечь «мама», то есть чтоб один элемент системы стал активнее, другой должен стать пассивнее.
Современная культура предлагает мужчине и женщине другие ролевые модели, сейчас реже можно увидеть такие яркие примеры гипер- и гипо- функциональности. Также реже можно увидеть примеры мужчины сверхкомпетентного добытчика, а женщина — домохозяйки без компетенций за пределами кастрюль. В целом меньше привязки к типично мужскому и женскому. Стало больше признания, что люди разные, и независимо от гендера, могут быть очень компетентными и очень некомпетентными в разных сферах жизни. Сейчас не так уж часто можно услышать неприкрытое гендерное доминирование, вроде «место женщины на кухне», якобы мужчина не может готовить на постоянной основе; мужчина «должен пахать» на работе с 9 утра и до инфаркта в 45 лет, а женщина должна просто вдохновлять его и пускать его деньги по ветру. Мало такого, и наблюдать эти примеры сложно. Но можно наблюдать братьев и сестер этого доминирования — «…сплейнинги».
При первом рассмотрении вумансплейнинг — это история про неприятное женское поведение «я знаю как тебе жить и научу тебя». Можно подумать, что это от своего властного характера человек так начинает вести себя. Отчасти, конечно, да, властный характер или инстинкт доминирования в той или иной мере людям присущ. При более пристальном рассмотрении причин вумансплейнинга открывается общий корень с калечащим жизнь явлением гиперфункциональности — это долженствование ряда якобы присущих женскому гендеру обязательств. Женщина начинает перетягивать на себя больше, но не напрямую своими делами, а через доминирующий контроль тех процессов, которые могли бы быть и без ее участия. То есть, она делает себе жизнь чуть сложней — на одну задачу. Но таких «одних задач» может быть много.
Аналогично, менсплейнинг на первый взгляд — это история про неприятное мужское поведение. Вот, якобы, мужчина взялся доминировать просто на основании того, что он мужчина, а значит более компетентный, чем женщина. Но, если на менстплейнинг посмотреть пристальнее, то откроется также его снижающая качество жизни суть. Исподволь это установка, что надо больше брать на себя ответсвенности и компетенций, не доверять женской компетенции и, как следствие, не расслабляться и приближать свой инфаркт.
В чем я еще вижу негативные последствия «…сплейнинга» — это снижение качества межличностных отношений. Никому же не нравятся поучения, поэтому люди должны как-то обходиться со своей ответной злостью. Например, кто-то может долго пассивно-агрессивно терпеть, а потом, в лучше случае — взрываться скандалом, в худшем случае — пассивно-агрессивно саботировать договоренности; либо, что еще хуже, психосоматизировать свое напряжение. А кто-то другой в ответ на поучения, может начать избегать общения или защищаться обесцениванием, что также неприятно получать в свой адрес. И будет много недоумения «откуда это берется, нормально же общались».
Думаю, в завершении статьи, просятся рекомендации, а как общаться без гендернообусловленного «сплейнинга». Ответ — никак. Феномен очень глубок в культуре. Но мы можем многое сделать, приглядывать за собой, не смотреть на других людей как на некомпетентных в связи с их полом, приглядывать за партнером по общению и мягко останавливать неподходящие паттерны поведения.