Для психологов

Феномен группового разыгрывания

Есть очень любопытный процесс группового разыгрывания. Он сложен в обхождении, неизбежен в жизни группы и, разумеется, он же - оказывается очень продвигающим.

Разыгрывание - это активация объектных отношений в переносе. Говоря языком гештальт-терапии, активация внутренних феноменов в поле отношений между участниками группы и ведущим группы.

Групповое разыгрывание похоже на разыгрывание в индивидуальной терапии, только оно гораздо более полифоничное, поскольку в него вкладывается: индивидуальный процесс каждого из участников; ведущий/ведущая группы, со своим процессом; отношения участников группы; общая психическая культура группы, поле отношений, которое уже насыщено опытом, что группа ранее проживала. На всех этих этажах психической жизни может происходить разыгрывание.

Важно еще отметить, что не надо путать разыгрывание и отыгрывание, хотя они и похожи друг на друга по называнию. Отыгрывание - это воспроизведение, «делание» чего-то из своих объектных отношений в терапии без осознавания этого процесса. Яркий пример отыгрывая - резкий уход из терапии, обрыв отношений. Разыгрывание же обозначает для нас саму актуализацию объектных отношений в терапии. Дальше с ними можно как-то обойтись.

Приведу несколько зарисовок.

Например, Принцесса Петровна включается в группу, где актуализируется ее переживание отвержения первой любовью, что было для нее болезненным. Она разыгрывает это в группе, например, проецируя свои страсть и любовь на кого-то из участников группы, скажем, на красивого, нордического и стойкого Михаила Пафнутьевич. И, в связи ли с контрактной рамкой группы (есть договоренность, что не надо общаться вне группы) или с тем, что этот человек ведет себя так, что П.П. легко почувствовать отвержение - она его и чувствует. Ранится и переживает. При этом чувствует еще себя так, словно ее не только первая любовь отвергла, но и мама на работу ушла, а ее обманом заманили в противный детский сад на неделю.

Михаил Пафнутьевич в свою очередь не замечает Принцессу, потому что он в это время занят - проецирует отвержение отцовской фигурой на ведущую группы. Папа у него был такой замороженный и закрытый. Он всегда ждал от Мишки выдающихся результатов, а в свободное от достижений время, не замечал, что сын делает. Ведущая группы, Магнолия Степановна, вот словно такая же. Реагирует живее, когда ей рассказывают на шеренге о выдающихся страданиях или об уходе с работы в своей бизнес или частную практику. А на рутину, вроде, я просто сижу в офисе с 9 до 6, она реагирует только «угу». От этого процесса М.П. становится закрытым на группе, особенно резко реагирует на вопросы Магнолии Степановны. Сама Магнолия чувствует себя в этот момент обесцененной и покинутой, словно вся группа повернулась к ней спинами, так что она фантазирует, что она самый плохой и не ценный групповой ведущий во всей Москве.

Находящийся в этом процессе Марк Казимирович ощущает себя как в школьные годы, когда его родители развелись, а потом мама спилась и его детство закончилось. Ему хочется спасать отношения в группе, он видит эмоционально нестабильных людей и от этого он в контакте становится очень стабильным, спокойным миротворцем, словно он не Марк Казимирович, а Кот Леопольд.

И это происходит на фоне культуры отношений группы, которая до этого уже несколько месяцев работала. И раз группа смогла проработать несколько месяцев, то у участников и ведущей, есть достаточно душевных сил и симпатии для того, чтоб осознать и символизировать, что за процесс у них происходит.

Для этого надо начать говорить. То есть, заметить себя, выйти из слияния со своими чувствами и из сложившегося за последнее время способа вести себя в группе. То есть, как раз проснуться и разбудить свое наблюдающее эго, чтоб понять, что за динамика отношений актуализировалась.

В эту актуализацию объектных отношений невозможно прийти сознательно, даже нельзя запланировать там оказаться. В разыгрывании можно только осознать себя. Словно проснуться и впечатлиться, а затем, понять, что сейчас мы, как группа, воспроизводим. Что это за рисунок отношений, знакомый так или иначе всем участникам? Так группа может «проснуться» в своей семье, с одной стороны общей «на всех», с другой стороны, конечно, очень индивидуальной.

Разыгрывание приглашает нас начать рефлектировать и ментализировать разворачивающийся процесс, чтоб не отыгрывать привычный паттерн в группе. Оно же дает возможность попробовать сделать что-то по-новому. Иначе выстроить отношения. Попросить поддержки, вместо того, чтоб выдерживать. Сказать о своих «темных» сторонах, а не ругаться со всей группой. Заметить свою привязанность и уязвимость, а не хлопать дверью…

Катя, чем написанное тобой отличается от описания обычной и привычной нам, гештальт-терапевтам, групповой динамики, можете спросить вы.

А я могу ответить, что разумеется, принципиально ничем не отличается, т.к. это описание процесса групповой динамики с акцентированием внимания на актуализации объектных отношений в группе, при работе с которыми затрагивается индивидуальный и межличностный процессы и который хорошо рефлектировать с помощью диадных процессов, в которых мы видим знакомую нам, гештальт-терапевтам, логику полярностей.

Ох, какое сложное предложение я написала вам, как будто я писатель из 19 века.

Во время «пробуждения» в разыгрывании может быть соблазн уйти в аффективную бурю, как раз в отреагирование без осознавания - отыгрывание. Надо постараться удержаться в способности к ментализации. Для этого можно опираться на разную теорию, напрмиер, в этой заметке, я предлагаю опираться на логику диад.

Диаду можно описать как слепок отношений, хранящийся внутри личности. Чаще всего о диаде говорят как о том, что формируется в период диадных-таки отношений с основным заботящимся лицом (чаще всего с мамой). Например, диады: бросающий - покинутый; обесценивающий - пристыженный; аффективный - успокаивающий.

Мы, гештальт-терапевты, можем смотреть на диады как на процесс в котором воспроизводятся полярности в отношениях. Где есть отвержение, отвергнутый - там есть и отвергающий; где есть обесцененный - там есть и тот, кто обесценивает и т.д.

Понимание актуализации диадных отношений в группе очень ценно, поскольку, где есть диада - там участники диады будут меняться ролями. И обесцененный участник будет обесценивать, а покинутый будет бросать.

Но в группе есть много ресурса, чтоб с этим обойтись - там есть пространство символического третьего, сетки отношений, психического пространства группы.

А где есть символический третий в контексте диадных отношений, там уже можно выйти за пределы диады, а затем может произойти новый уровень интеграции личности, освоение новых способов быть в отношениях.
Made on
Tilda