Для клиентов

Тело. Развитие. Стыд.

Вы замечали как часто внимание к телу - вызывает стыд? И как вы думаете, почему так?

У меня есть несколько соображений, которые я тут приведу. Все они связаны с культурой взросления в обществе.

Стыд своего тела - это привычка из детства. То есть периода, когда телесные процессы надо было учиться сдерживать, чтобы быть принятым в обществе.

Сдерживать телесные позывы в том числе с помощью стыда, это один из естественных способов развития саморегуляции. В ряде случаев - стыда слишком много, и телесность может начать переливаться как постыдная. Но благодаря этому у нас формируется навык опрятности.

Конечно, дело не только в развитии навыков опрятности и произвольного управления своим телом.

Дети просто... очень живые: шумные, непосредственные, бегающие и прыгающие, лазающие и падающие. С активной телесной жизнью ребёнка важно справляться. Им нужно управлять как минимум для сохранения его жизни.

Еще ребенка надо воспитывать, чтоб он мог интегрироваться в общество, усваивал культуру. И это не только про навыки опрятности, но еще и про навыки телесного поведения. Голос, движение, мимика. Активные дети, издающие странные звуки, повторяющие много раз одни и те же моменты из мультфильмов и песен. Причём, как правило те моменты, от которых родителям или иным взрослым сильнее всего хочется сделать «фейспалм». Дети, рассказывающие просто так, от непосредственности, соседям и знакомым «неприличные» сцены жизни семьи. Дети, плачущие в супермаркете. Дети, любящие задирать одежду, чтобы проверится. Дети, слишком активно ведущие себя на детской площадке, саду или в школе… И т.д. И т.п. Таким образом, дети активно делают всякое такое от чего взрослых передергивает от их собственного стыда, как осознаваемого, так и нет.

Может быть, ребёнок должен быть телесно скован? Чтоб был, жив, здоров, культурен-окультурен, и чтоб его родителю было проще со своим стыдом.

Это так себе выбор. Но, бывает, что выбор телесной скованности и застыженности делают как родители, так и дети.

Дальше, есть интересный вопрос психосексуальности, гендерного развития и взрослой жизни.

Начну с «женского вопроса». Культурного женского тела.

Был и отчасти остался, такой культурный феномен, что женщина - это социальная репрезентация статуса мужчины.

То, насколько женщина молода и сексуально привлекательна может свидетельствовать о социальном статусе, деньгах и власти мужчины. Это и культурный стереотип, и конечно у него есть генетическая и эволюционная подоплека (об этом можно почитать у Д. Басса, например).

Такой расклад был у нас, как и везде в мире, долго. В 19м веке в России активно бурлил т.н. «женский вопрос», затем что-то стало меняться, а в двадцатом веке изменилось резко и во многом драматически. Но к настоящему дню уже многое поменялось - это ещё очень мало с точки зрения истории и смены культурных стереотипов. Ее тело, лицо, упаковка в одежду - по прежнему на малоосознаваемом уровне читается нами как информация о «его статусе».

Плюс, женское тело - это объект для охочих до продаж компаний. Спасибо концу 19 века и началу 20 века, когда многие ведущие косметические компании поняли, что за счет женщин-потребителей можно сформировать новый рынок сбыта. И у нас появились стереотипы о лишних волосах и неестественном целлюлите, с котором надо бороться, и т.д.

В общем, женское тело должно соответствовать эталонам красоты.

В результате мы видим, что женщины могут стыдиться своего тела как перед мужчинами, так и перед другими женщинами.

Этот стыд сказывается в том числе и на возможности воплотить себя в сексуальности.

Например: «он увидит целлюлит на моих бёдрах и складки на моем животе и у него сразу пропадёт эрекция». У многих дам есть такое полуосознаваемое убеждение, от которого хочется выключить свет в спальне и вообще как можно меньше соблазнять своего мужчину. Ведь, страшно что увидит не что-то соблазнительное, а что-то чего женщина должна бы постыдится.

Так женщина может начать ограничивать себя и в телесных проявлениях, в том чтоб ярко и привлекательно одеваться. В том чтоб кайфовать самой от себя после той поры, когда тело юное.

Тело - источник стыда, страха старости и покинутости.

Перейду к мужскому вопросу.

Для мужчины тело может стать чем-то отчуждённым, отщеплённым. Не болит и ладно. Ведь мальчики не плачут, не жалуются. И вообще, к сожалению, не втелесаны. Тело - это инструмент для того чтоб продвигаться в жизни - больше зарабатывать. Кстати, это тоже отношенческий аспект. Ведь мужской заработок опосредованно помогает выстраивать отношения как с другими мужчинами (статус среди мужчин), так и с женщинами (какова ценности и привлекательность этого мужчины).

Тело мужчины часто не является источником заботы для самого «носителя телесности». Мужчина может обращать на него внимание только в тех ситуациях, когда телесную боль уже нельзя игнорировать. Или то той поры как не случится инфаркт инфаркт.

Тема стыда как культурного аспекта очень интересная, но, пожалуй, эту статью пора заканчивать, чтоб не делать слишком большой. А перед окончанием надо поделиться размышлениями о том, что со стыдом телесности делать.

Как вариант - открыть в себе больше любви и признательности своему телу.

Ведь в этом плотском теле, которое живёт, дышит, двигается, хочет воды, еды, сна, секса… В теле, которое всегда несовершенно… В теле, которое периодически болит и болеет. Именно в нем живет психика, никакая т.н. высокая бессмертная душа не может быть в отрыве от тела. Тело наш первичный способ контакта с миром и со значимым Другим. Тело наш источник удовольствия и самая надежная опора.

Реабилитация от стыда телу важна. Телу человека важно относиться к себе с теплом, нежностью и заботой. Кто-то может назвать такое отношение любовью.

P.S. Год назад снимала видео о том, что можно относиться к телу как к котику, с любовью.
Made on
Tilda